Олег Титяев (tityaev) wrote,
Олег Титяев
tityaev

СЪЕМКА НА LOCATION


Эпизод 2
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Раздел 3


(к сожалению, и в этом разделе тоже нет картинок)



ТРЕТЬЕ: СЪЕМКА

Наконец, наступил долгожданные день съемки.

Долгожданный и волнительный, потому что если это не так, вы не волнуетесь и не находите себе места в ожидании предстоящей съемки, вам надо подумать о том, чтобы сменить профессию.

Как-то слышал фразу, что актеры волнуются перед каждым выходом на сцену к зрителям, и состоявшиеся, именитые актеры рассказывают в своих интервью, что робеют как дети, с ужасом отсчитывая минуты перед предстоящим выходом на сцену. Считается, что актер перестает существовать, когда изживает это чувство. Вернее здесь по другому: это чувство вдруг проходит, когда актер перестает быть Актером: человеком творческим, ищущим, сомневающимся, волнующимся, переживающим… Совершенно иным, каким он предстает нам уже в своей сценической ипостаси, перевоплотившимся в другого человека, реализующего кем-то написанный и четко осознанный и понимаемый им сюжет.

Вот мне и кажется, что в фотографе должно все быть также: мучаться, переживать, искать, сомневаться, отказываться от чего-то, находить, терять, переворачивать, в момент подготовки, в момент ожидания. И быть толковым, грамотным, организованным реализатором всего этого пережитого, "написанного им самим или кем-то другим спектакля" на съемочной площадке.

Благо, когда есть продюсер, который берет на себя глобальные вопросы подготовки: транспорт, еда, гримерки, все согласования, какие-то детали предстоящей съемки. Это всегда благо, но в любом случае на фотографе остается огромное количество вопросов, и по тому как грамотно он будет их решать зависит успех.

В первую очередь, все должны четко знать, что, как и во сколько должен делать. Если это переезд с одного места на другое, то вы должны знать сколько времени у вас будет на "развертывание оборудования и его настройку", таким образом визажисты, стилисты будут знать сколько у них времени. Например, у меня был случай, что снимая большой календарь для страховой компании, мы выбрали одним из мест съемок Московский Университет - место, находящееся под довольно пристальным вниманием органов правопорядка. Причем та помпа с которой передвигалась наша съемочная бригада (у нас было четыре модели - а наши модели меньше, чем на "Лексусах" и "Мерседесах" не ездят) привлекла сразу же внимание милиции, и довольно неприметная машина, стоящая в темноте под деревьями, вдруг разразилась истошным воем милицейской сирены, и пузатый вальяжный московский милиционер настойчиво поинтересовался, что мы тут собираемся делать. Причем словосочетания "хотим тут пофотаца" явно не было среди предполагаемых ответов. Благо, наши очаровательные модели, выпорхнув из своих не менее очаровательных автомобилей, начали улыбаться блюстителю порядка, умоляя его разрешить сделать несколько, "ну всего парочку кадров" для домашнего альбома. То ли смущенный их очарованием, то ли поверивший их рассказу, а на самом деле, видимо, имеющий некий "лимит терпимости", вызванный своей "правовой неправотой" (никто ж не запрещает) буркнул "У вас 5 минут" и после этого уже с выключенной сиреной ретировался и с первоначального места своей дислокации с ленивым любопытством начал наблюдать за происходящим.

Но время пошло, и мы должны действовать четко: здесь свет, здесь модели ( а модели с мотоциклами, а мотоциклисты привезли все эти мотоциклы в обмен на обещание быть с ними сфотографированными). Поэтому пока модели переодеваются, им поправляют прически, мэйкап, я делаю пристрелку ракурса, двигая мотоциклистов с их мотоциклами, меняя точки съемки. Наконец, свет готов, все работает, подключено, (постарались ассистенты), я уже под готовые значении выдержки и диафрагмы (выставленной по заднему плану - в данном случае Университету, начинаю давать команды увеличить или уменьшить свет (а мы использовали всего два больших зонта). Наконец команда "Модели вместо мотоциклистов" - и на уже готовую площадку встают модели, которые четко знают, что и как делать, им уже до того много раз рассказывали, как они должны себя вести, что делать, а главное что не делать). 3 минуты съемки, минута на сборы, все - мы едем дальше…

Такое выстраивание съемки, где каждый знает что ему делать, но каждый действует в рамках общего плана и не должен отступать от него, больше конечно характерно для западного подхода к фотографическому процессу. С каким умилением я часто наблюдал в Нью-Йорке за работой слаженного механизма, именуемого съемочной командой. В голову приходят аллегории типа "шестеренки большого механизма", и это так, у нас совсем по другому, и потому, насколько я могу взвинтить темп съемки, насколько я смогу раздать четкие, понятные задания всем участникам моей команды, я приближаюсь к понятию "идеальная съемка". Иногда слышишь такие мнения, что, дескать, съемка, это творческий процесс, и излишняя "омеханизирование" вредит… Я часто наблюдаю за съемками, которые проводятся в Москве, и наряду с прекрасными образцами организованной, последовательной, продуманной съемки, большинство наших съемок - это такой неторопливый, расхлябанные процесс, где часто многие даже и не знают целей, задач, необходимого результата. Все кивают друг на друга, часто с той целью, чтобы в итоге на оказаться виноватым (или виноватой) за провал.

Поэтому, старайтесь сразу сделать план съемки. Расписать количество образов, их распределение по времени, понять сколько времени у вас потребуется на каждый образ: а это переезд с места на места (а мы говорим о съемке на локейшн), это время подготовки моделей (мэйкап, волосы, одежда), развертывание оборудование (работа ассистентов), это проведение самой съемки (а время на съемочной площадке, увы, бежит быстрее, чем в реальной жизни). Я взял за правило просить ассистента вести хронометраж: есть план, лимит времени для каждого образа. И мне постоянно говорят: осталось полчаса, осталось 15 минут, осталось 5 минут, все!!!

Я помню, как на заре своей фотографической карьеры я должен был снимать коллекцию свадебных платьев, и для этого на целый день было получено разрешение на съемку в загородном отеле. Платьев было около 25 и сложно представить. что меня подвигло снимать первое платье 3 часа. Я носился по всему отелю, по окружающим его лужайкам, страстно желая найти то уникальное, восхитительное место, которое украсит собой фотографию. Второе платье я снимал уже 1 час. Последние мы снимали в 1 час ночи, по 5 минут на каждое, все были вымотаны, и только дисциплинированность моделей, воспитанная и закаленная ранее работой за границей, позволили нам довести ее до конца, а не произнести сакраментальное: "Ну не успели сегодня, ну не получилось…" Это было на заре, и сейчас я не хочу, и не советую повторять таких ошибок: еще раз повторим - четкий план, ясные понятные задачи, понимание конечной цели, дисциплина - вот далеко неполная, но очень важная часть составляющей успеха фотосессии.

Но часто одного желания мало, надо тренировать свою команду. Каждая съемка - это для меня "учения" для предстоящей, я выявляю слабые стороны, провожу "разбор полетов". К следующей съемке накладок должно быть меньше, и если они возникают, винить вы должны прежде всего самого себя, а не свою команду.

Ну, теперь, когда мы провели такую подготовку, провели тренинг своей команды, сами осознали важность задачи и свою ответственность в ее реализации, мы, наконец, можем обсудить уже детали...

(продолжение следует, следующая статья 23 июля...)

Tags: Съемка на location
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →